После распада СССР народы бывших советских республик восстановили, а кто и впервые приобрел независимость, государственность. Были отброшены многочисленные стереотипы, навязанные бывшей идеологией. Окончательно исчез коммунистический миф о слиянии наций, про единственный советский народ. В этот переломный момент истории необычно остро встали вопросы о национальных отличиях. Их не нужно придумывать, конструировать, они существуют в традициях и духовном наледии, которые у каждой нации свои, ни на кого не похожие, потому что берут начало еще с дохристианского миропонимания, живут в ярких образах древности.
Белорусская традиционная культура, как известно, выделяется необычно глубокой фольклорной памятью. Эту отличительную черту признают не только наши, белорусские, но и исследователи из других стран. Еще вначале XIX века русские ученые изучали этнографические особенности Северо-Западного края - так тогда официально называли в научных сферах Беларусь. Они, а поздней и советские исследователи, ученые других стран, в один голос утверждают, что белорусские данные являются наиболее сохранившимися, очень древними и особенно важными для реконструкции всей протославянской системы, которая в свою очередь берет корни из протоиндоевропейской. Да, наш народ, несмотря на внешнее культурное давление, сумел сохранить свою древнейшую культуру, а вместе с ней и свою особенность, свои отличительные черты от других народов. Например, такие архаические праздники, как "Дзяды", "Радаўніца", "Гуканне вясны", "Дажынкі", "Пахаванне стралы ці сулы", "Жаніцьба Цярэшкі" и другие практически не сохранились даже у наших ближайших славянских соседей.
Рассуждая над всем этим, приходишь к выводам, что не все еще изучено и проанализировано. Что, если сохранились такие древние обряды и обычаи, значит живет в народе и то первое чувство, осознание собственной исключительности, необычности, которое не замечается в обыденной жизни, но которое помогло ему выжить и сохранить свою культуру. Чтобы понять это не только умом, но и почувствовать, дотронуться до сокровенных корней нации, нужно идти в народ, расспрашивать людей про старые обычаи и традиции, которые еще, слава Богу, живут в наших душах и в памяти. В современных условиях "идти" необязательно, можно и поехать. Вот уже четвертый год подряд совершают подобные путешествия члены этноисторического центра "Явор" .
"Явор" - общественное объединение, целью которого является развитие и воспитание национального самосознания, исследование и возрождение этнографических и исторических традиций. Объединение было зарегистрировано летом 1999 года. Председателем организации является кандидат исторических наук, один из ведущих археологов Беларуси Эдвард Зайковский. Члены "Явора" - искатели и специалисты по древнейшим духовным сокровищницам нашей страны - люди самых разных профессий: ученые, историки, писатели, художники, журналисты... За собственные деньги они в полевой сезон арендуют автобус и путешествуют по регионам Беларуси, ищут и находят интересные объекты для исследования - архаические памятники традиционной духовной культуры, чаще всего, это так называемые "сельские святыни". Это и святые крынички (родники), колодцы, болота и озера, легендарные источники рек, святые деревья, рощи, культовые камни, горы, погребальные курганы и др. Про все это существуют прекрасные легенды и предания, бывает, еще никем не записанные. Поэтому нужно спешить, потому что старых людей, которые помнят давнишние обряды и поверья, остается все меньше и меньше. А знать эти обряды и поверья нужно всем нам обязательно, ведь это помогает осознать богатый и духовно насыщенный мир наших предков, понять их архаическое, но совсем не простое мировосприятие.
Маршруты путешествий "Явора" разрабатываются заранее. Обычно это делает кандидат исторических наук, известный в Беларуси и за ее пределами археолог Людмила Дучиц, а временами и другие члены "Явора" или местные краеведы, с кем договариваются заранее перед поедкой. Все эти люди поднимают архивные данные других исследователей, собирают известия других краеведов - и в путь! Каждая поездка занимает один световой день. За это время надо успеть найти и расспросить местное население, записать легенду или предание, если оно существует. Иногда, если повезет, за одну поездку исследуется до шести объектов. Эти объекты снимаются на пленку или видеокамеру. Дома эти данные заносятся в компьютер, по каждой поездке пишется отчет, наиболее интересные и необычные поездки описываются в белорусской прессе. Мы планируем когда-нибудь наши поездки-экспедиции издать отдельной книгой. Дни для поездок выбираются тоже неслучайно. В последнее время поездки обычно совершаются в праздничные дни народного календаря. На святых местах в эти дни многолюдно, можно подольше поговорить с людьми, поподробнее распросить об обычаях и обрядах, поверьях и заклинаниях, заснять на пленку современный вариант обряда.
Многие члены "Явора" являются и авторами вышедшей недавно в Беларуси книги "Беларуская міфалогія. Энцыкапедычны даведнік.". В этой книге впервые в истории нашей страны наиболее полно и систематизированно описано и проанализировано традиционное культурное наследие белорусов. Еще никто до этого так максимально полно не показывал картину протобелорусской модели мира. Можно с уверенностью сказать, что такого монументального труда по исследованию своей древности пока нет ни у кого из наших близких и дальних соседей, чем мы очень гордимся. В книге нашлось место реконструкциям архаических мифов, поверьям и приметам белорусов-язычников, их предписаниям, предостережениям и заклинаниям и много чему еще. При создании этой уникальной книги был использован опыт 200-летнего и современного исследования. Кстати, авторы словаря при написании своих статей в некоторых случаях использовали сведения, записанные вовремя экспедиций "Явора".
Еще несколько слов о нашем названии.
Название "Явор" выходит из белорусской этничной культуры и символизирует собой традиционное для общеславянского мировосприятия Мировое Дерево, или - Дерево Жизни. Существует и эмблема (символика) нашего центра. Это конкретное графическо-цветовое решение Явора, которое без изменений взято из белорусской народной вышивки. Мифологическая символика Явора отражает единство разделенного на три части мира и времени: 1.подземный мир - прошлое - корни дерева; 2. материальный мир растений, животных и людей - настоящее или современность - ствол дерева; 3. надземный, духовный мир - будущее - крона дерева, его ветви. Мы понимаем этот древний символ наших предков и как модель нашей жизни, ее формулу и динамику. Мы, современные белорусы, которые живем сейчас в настоящем, должны помнить и чтить наше прошлое, нашу историю, чтобы передать ее будущим поколениям. Ведь несмотря на многочисленные испытания, которые выпали на долю нашего народа, он сумел сохранить святые места в извечном смысле этого слова. На эти святые, сакральные места - прощи, на протяжении столетий приходили и приходят белорусы, покидая там свою боль и отчаяние. Эти святыни на самом деле их очищают, лечат не только их тела, но и души. И мы, теперешние люди этой земли, должны не только беречь и охранять эти места, но и понимать смысл их святости. Мы должны понимать: живут святыни, будет жить и существовать наша Беларусь, будем жить и существовать мы, как нация с богатыми и древними традициями.
|